«Петушок из Букваря»: готов ли Стерлитамак к моноспектаклям, и кто такой Роберт?

«Петушок из Букваря»: готов ли Стерлитамак к моноспектаклям, и кто такой Роберт?
В Стерлитамаке состоялся показ моноспектакля по пьесе финского писателя Андриуса Кивиряхка «Петушок из Букваря» в постановке литовского режиссёра Линаса Зайкаускаса. В течение часа на сцене один актер – Александр Сергеев. Из реквизита: сундук, букварь и три доски, на которых главный герой - Мауно - рисует незатейливые картинки.

Все просто, как картинки в букваре, как монолог Мауно - мужчины с детским сознанием… Слово за словом, мысль за мыслью, и мы погружаемся в маленький мир героя, ограниченный комнатой в несколько шагов и воспоминаниями о прошлой жизни. И все становится гораздо сложнее… Или проще? В общем есть над чем подумать…

Актер, мастерски «нарисовавший» картину жизни Мауно – мужчины с умственной отсталостью, Александр Сергеев признался, что в его жизни – это первый моноспектакль:



-Опыт колоссальный! Я бы пожелал, наверное, каждому актеру пройти через это в своей жизни. Моноспектакль – совершенно особенный жанр... Здесь нет партнеров, на которых можно было бы опереться. Ты один на один со зрителем – нет времени раскачиваться, нет шанса расслабиться даже на долю секунды. Весь спектакль в напряжении, но оно того стоит! Испытать свои силы, свой профессионализм. К тому же в моем случае у меня не было никаких «костылей», даже музыки. Я, три доски и зритель. Поэтому после спектакля у меня такое чувство, что я целый вагон разгрузил. Даже не думал, что будет так тяжело физически…



- Почему именно вы сыграли этот моноспектакль?

- Мне предложил наш режиссёр Линас Зайкаускас. Он сразу сказал, что видит именно меня в этом спектакле. Причем мы, не сказать, что были очень знакомы. Он и работы мои почти не видел. Но ему кто-то порекомендовал. Видимо, типаж подходящий. Не знаю, если честно, почему я. Не спрашивал никогда. Но благодарен за доверие, за опыт. Надеюсь, надежды оправдал.

- Сразу согласились?

- Да. Прочитал пьесу и согласился.

- Чем зацепила пьеса?

- А вы смотрели фильм Джокер? Есть что-то общее у этих произведений: когда на человека довлеют не то, чтобы какие-то обстоятельства, а весь мир. Он просто не способен в нем существовать - не социально, не интеллектуально. Кто-то сходит с ума, кто-то морально разлагается… Реакция разная… А мир все давит, и давит, и давит… Вот об этом пьеса. И мне интересна эта тема, интересен опыт.



- Параллели проводили между собой и героем?

- Нет. Мауно – это не я. Совсем не я. И дело не в его психических отклонениях, просто у нас совершенно разный жизненный опыт. Конечно, есть какие-то якоречки, когда думаешь: «о, у меня тоже такое было», но я стараюсь на них не задерживаться. Я – это я. Мой герой – это другой человек, проживающий другую жизнь. Суть профессии актера не сливаться с героем, а все-таки прожить другую, чужую жизнь.

- Когда работали над героем, на что опирались?

- Только на текст. Там все есть. Герой прописан восхитительно. Все детали характера, мировоззрения – все есть в его монологах. И потом, если не знаешь слов, не знаешь, куда идти – то все развалится…

- Как воспринял зритель моноспектакль?

- Пока мы отыграли спектакль в родном театре «Волхонка», Екатеринбург, и вот, приехали в Стерлитамак. Не знаю, как пройдет здесь (мы говорили накануне спектакля – прим. Авт.,) в Екатеринбурге зритель принял наш эксперимент. Я сначала волновался, мне казалось, что наш зритель не готов к моноспектаклю. Это тяжело не только для актера, но и для зрителя. Ведь, по сути, нет всего того, за что мы любим театр: декорации, костюмы, музыка, коллектив актеров. Здесь только я и пьеса, смысл которой я пытаюсь донести. Но мы получили отклик, замечательный теплый отклик от нашего уральского зрителя. Очень надеюсь, что и здесь мы его получим.

Забегая вперед расскажу, что надежды Сергея оправдались. Спектакль игрался в малом зале СГТКО, зрителей было немного, но буквально с первых секунд между залом и актером образовалась та тонкая связь, которая в итоге и отвечает за успех спектакля. И он – успех – состоялся. Проникновенно, чутко, смешно и грустно Сложном мире и его простых истинах, всех до единой изложенных в Букваре…

- Сергей, в ближайшее время на экраны выйдет многосерийный фильм «И это все Роберт!» с вашим участием. Трейлеры обещают остросюжетную криминальную драму. Расскажите немного, чего нам ждать?

- Я играю учителя физики, который, опять же - в силу обстоятельств, вынужден поступать так, как ему не свойственно. У него серьезно больна дочь, и чтобы найти деньги на операцию он ввязывается в криминальную историю. Уже отснято восемь серий, насколько я понимаю, это два сезона. Я сам еще не видел, что у нас в итоге получилось. В двадцатых числах ноября состоится закрытый показ, жду…

- Это ваш первый опыт съемок в фильме?

- В главной роли – да. Понял, что все же театр мне ближе. Актеру нужен зритель. Нужен прямой контакт. Я думаю тоже самое скажет любой актер театра. Хотя сам по себе опыт интересный. Здесь все происходит быстро. То есть вошел в кадр и играешь. Нет долгих репетиций, нет возможности раскачиваться, как например в спектакле. И вместе с тем, кино – это терпение и ожидание. Приходилось часами просиживать на съемочной площадке, дожидаясь своих эпизодов. При этом, опять же, ты должен быть готов в любой момент войти в кадр и сыграть. Никто не будет ждать, пока ты «войдешь в роль».



- Пробовали ставить себя на место героя? Проанализировать, как вы бы поступили в этой ситуации?

- Нет. Конечно, я ему сочувствую, сопереживаю. Но я не должен думать, как бы поступил в этой ситуации я. Потому что я – это я, а Роберт – это Роберт. И он не может поступать так, как поступил бы я. Характер и поступки героя прописаны, и я должен это сыграть. Конечно, вечерами я начинаю думать о герое, о ситуации, в которую он попал, но, честно говоря, не знаю, как поступил бы на его месте я…

Источник: itakstr.ru